Принцип работы автокондиционера

На сегодняшний день довольно сложно представить автомобиль без кондиционера. Принцип работы климатической системы весьма прост и основывается на циркуляции хладагента. Под действием насоса хладагент проходит через всю систему под давлением. Сперва он поступает в конденсатор, где он охлаждается и превращается в жидкость. Понижение температуры хладагента, в роли которого выступает, как правило, фреон, происходит за счет поступающего во время движения автомобиля либо нагнетаемого вентилятором воздуха. Ресивер-осушитель, предназначенный для очищения от грязи и частиц износа компрессора, пропускает весь хладагент через себя. Затем фреон поступает в расширительный клапан по шлангам и трубкам. Рядом с приборной панелью автомобиля располагается испаритель, куда и поступает газ. Там же находится вентилятор, который нагнетает воздуха из салона автомобиля в испаритель, охлаждая его таким образом. После этого отработанный фреон поступает обратно в компрессор системы, замыкая ее.

двигатель

Пропускаемый через испаритель воздух не только очищается и охлаждается, но и осушается. Влага, выбранная из воздуха, вместе с гарью и пылью оседает вниз - характерные капли можно заметить под автомобилями, которые длительное время стоят с заглушенными двигателями. Подобным образом происходит очитка воздуха от различных примесей.

схема кондиционера

Эксплуатация автокондиционера

Надежная и качественная работа кондиционера во многом зависит от правильного ухода за ним. К примеру, наибольшей эффективности работа системы достигает только тогда, когда в автомобиле закрыты все окна. Снизить температуру в салоне автомобиля можно за короткое время даже в самый жаркий день: достаточно открыть на пару минут все окна и двери, после чего все закрыть и включить автокондиционер при запущенном двигателе.

Работа кондиционера в осушающем режиме позволяет предотвратить запотевание стекол автомобиля, поэтому его можно включать одновременно с печкой. Впрочем, здесь есть один нюанс: многие климатические системы не работают одновременно с системами обогрева салона.

Вместе с хладагентом по системе кондиционера циркулирует специальное масло. Долгое бездействие оборудования приводит к тому, что некоторые узлы и детали, к примеру, неопреновые прокладки, начинают разрушаться. По этой причине желательно еженедельно запускать кондиционер на 10-15 минут даже в зимнее время года - этого времени достаточно для того, чтобы смазать маслом все узлы системы.

Диагностика автомобильных кондиционеров

На сегодняшний день почти 2/3 всех автомобилей в мире оснащены либо климатическими системами, либо кондиционерами. Многие водители используют такое оборудование круглый год вне зависимости от температуры окружающей среды. При этом владельцы автомобилей игнорируют тот факт, что кондиционер, как и любая другая система транспортного средства, требует регулярной диагностики и сервисного обслуживания. Отсутствие соответствущего ухода может стать причиной поломок и неполадок в его работе, которые выльются в дорогостоящий ремонт.

диагностика

Основной причиной возникновения тех или иных проблем становится нехватка в системе хладагента. Появляющиеся пустоты заполняются водой, особенно если на улице высокая влажность воздуха. Вовремя не устраненная проблема такого рода может привести к замерзанию и расширению воды в холодное время года, что станет причиной поломки компрессора. По сути, это равносильно полной замене всей системы либо ее капитальному ремонту. С цель предотвращения подобных проблем желательно дважды в год проводить диагностику и заправку автокондиционера.

Хладагент в автокондиционерах

В системах кондиционирования, устанавливаемых в автомобили, в качестве хладагента применяется хладагент R134a (HFC). Такие кондиционеры обладают меньшими габаритами, потребляют меньше топлива и функционирут практически без потерь хладагента. Заправка в систему кондиционирования неподходящего хладагента приведет к поломке компрессора. Современный хладогент R134a, к примеру, нельзя заливать в старые системы, поскольку он разрушающе воздействует на резиновые шланги и патрубки, разъедая их. Для него используют специальные шланги, обладающие нейлоновой оплеткой.

авто

В ближайшее время многие иностранные автомобильные концерны планируют переходить на новый тип хладагента - R744, который не оказывает разрушительного воздействия на окружающую среду. Поскольку такое вещество будет работать под значительно более высоким давлением, то и работы по диагностике и заправке кондиционеров автомобилей усложнятся.

Заправка автокондиционера

Одной из причин, по которым хладагенты R-134a (HFC) и R-12 (CFC) незаменяемы, является разница в масле, используемом для смазки компрессора. Несмотря на то, что заправка кондиционеров тем или иным хладагентом строго регламентируется, переходить с одного на другой все же можно. С этой целью проводится полная промывка всей системы и замена ресивера-осушителя. Такая процедура довольно дорогостояща, поэтому проще отыскать сервисный центр, который заправит систему подходящим хладагентом. Заправочные штуцеры на каждую из систем выполнены по-разному, что является защитой от использования неподходящего состава, однако многих "мастеров" это не останавливает.

Производить заправку автомобильного кондиционера желательно только в узкоспециализированных сервисных центрах, занимающихся обслуживанием климатического оборудования. Такое требование является определенной гарантией того, что в систему будет заправлен подходящий хладагент в необходимом для ее нормального функционирования количестве. Нехватка состава в кондиционере может привести к его быстрому износу, избыток - к поломке из-за увеличения рабочего давления. Причинами поломок в системе кондиционирования могут стать загрязнение испарителя либо конденсатора, избыток масла, накопление в системе влаги или воздуха, перегрев всего оборудования.